Где только не служил Анатолий Эфрос, в каком бы театре не ставил свои удивительные спектакли, его отличали необыкновенные лëгкость, чувство правды, какая-то щемящая "прозрачность" постановки.
"Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал. В них покоряла летучесть, импровизационная легкость, которая была введена в четкие берега замысла. Он научил своих актеров жесткости рисунка, «эмоциональной математике». Научил их импровизации в заданном квадрате, в «границах нежности», как он иногда говорил на репетициях." А.Смелянский из книги "Предлагаемые обстоятельства"
Анатолий Васильевич Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли на сценах ЦДТ, Ленкома, МХАТа, Театра на Малой Бронной, Театра на Таганке поражали современников своей оригинальностью и самобытностью.Эфрос был просто не способен поставить тот или иной спектакль так, как ставили раньше: «Я могу поставить лишь так, как сегодня чувствую сам». И потому его спектакли, всегда отражали состояние современного общества, даже если Эфрос брался за постановку Шекспира или Мольера, Гоголя или Тургенева, Толстого или Чехова… Он был истинным Мастером, он всегда стремился к гармонии, а это, по его определению, — «величайшее беспокойство, выраженное совершенно».
Можно долго рассказывать об Анатолии Эфросе, а можно пересмотреть записи его спектаклей и теле спектаклей и насладиться тонкой режиссурой и игрой замечательных артистов -"эфросят", как их называли.
Мы хотим предложить вам несколько цитат из работ Анатолия Васильевича для вдохновения:
✔ "…Надо приучать себя не вести сидячий образ жизни на репетициях. Я почти всегда на ногах и актеры тоже. Как ни странно, а истина «в ногах». Актер должен все понять телом своим"
✔ «Режиссер — это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей"
✔ «Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом, если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно»
✔ "Хочется, чтобы актёры умели понимать смысл. Нет, не просто чтобы они умели понимать вас, когда вы им что-то рассказываете о смысле. Но чтобы у них самих был вкус к отыскиванию смысла"
✔ "В театре всё должно происходить сегодня, сейчас и на самом деле"
Советуем почитать: сочинения А. Эфроса: "Репетиция - любовь моя", " Профессия: режиссëр", "Продолжение театрального романа"
А. Смелянский "Предлагаемые обстоятельства"
А.Марков "О жизни Анатолия Эфроса"
Советуем посмотреть: телеверсии спектаклей А. Эфроса
Фильмы: "Шумный день", "В четверг и больше никогда", "Двое в степи", "Таня" и другие.