Роль мелкой моторики в развитии речи.
"Зачем нам мелкая моторика? Нам же нужно развивать речь!"
Всё реже мы, преподаватели сценической речи, слышим этот вопрос, так как большинство родителей знают, что развитие правильной и хорошей речи идёт рука об руку с развитием мелкой моторики. Она помогает нам «говорить».
Давайте обратимся к истории развития речи. Ведь, как нам известно, изначально, для общения люди использовали жесты. Позже, наши предки стали сопровождать их некой вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Тот же путь в своём развитии проходит и речь ребёнка. Если мы не будем считать речь сугубо вербальным способом общения, то в начале появляются как раз жесты. Движения пальцев и кистей рук приобретают всё более конкретную и яркую смысловую, логическую и эмоциональную окраску.
Следующим этапом формируется артикуляция звуков и слогов. Последующее совершенствование речевых навыков также напрямую зависит от мелкой моторики.
Также нельзя забывать, что отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Нервные импульсы, возникающие при выполнении пальцами и кистями рук упражнений разной степени сложности, самым эффективным образом влияют на формирование речевых зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка.
Именно поэтому, преподаватели по речи детской театральной школы "Семь Я" уделяют особое внимание и время тренингам, которые смыслово и темпоритмически сочетают в себе гимнастику для мелкой моторики рук с артикуляционными и голосовыми упражнениями.
Как известно, в ДТШ "Семь Я" есть отделение для самых маленьких - группы раннего эстетического развития (5-6, 6-7 лет). Это и подготовка к школе, и знакомство с театральным искусством, и опыт творческой работы в коллективе, и раскрепощение, и первые шаги на сцене, и развитие внимания, фантазии и воображения, и, конечно же, - правильная речь.
С детьми данного "нежного" возраста все занятия проводятся в игровой форме, и уроки правильной речи не исключение. Мы "маскируем" эффективные и, подчас, сложные артикуляционные упражнения с мелкой моторикой под игру или соревнование в команде, которые наши ребята выполняют с азартом и удовольствием. Также, такие комплексные упражнения, как правило, превращаются в небольшие номера и становятся частью отчётного показа, небольшого спектакля. У "маленьких артистов" появляется иная степень ответственности и желания сделать всё как можно лучше и чётче. Ведь на сцене ты уже не сам по себе, здесь лениться никак нельзя, здесь "один за всех, и все за одного."
Итак, зачем нам мелкая моторика? - чтобы с самого раннего возраста красиво говорить в жизни и со сцены!
|